В рамках системы быстрых платежей (СБП), запущенной Банком России в феврале этого года, появится новая услуга – платежи наличными. До сих пор система предполагала как отправку, так и получение средств между гражданами или в адрес организаций исключительно в безналичном виде. От запуска приема наличных выиграют не только физлица, но и банки и платежные системы. Одновременно регулятор получит дополнительный контроль за «оцифровкой» денег, уверены эксперты.
О том, что Банк России планирует в рамках СБП реализовать возможность приема наличных, “Ъ” рассказали участники рынка.
В системе приема платежей Qiwi отметили, что «уже работают над пилотом по приему наличных через СБП в ритейле», однако подробностей пока не раскрывают.
По словам исполнительного директора «Киберплат» Владимира Кузнецова, система взаимодействует с Банком России по данному вопросу.
В Банке России подтвердили, что «данный вопрос обсуждается».
В НСПК также отметили, что «данная инициатива в настоящее время обсуждается, но говорить о механике и сроках ее реализации преждевременно».
В банке «Русский стандарт» и РНКО «Платежный центр» заявили, что готовы обсуждать участие в проекте.
С момента анонса запуска системы в 2018 г. речь о возможности приема наличных не шла. С февраля этого года система работает на перевод средств между счетами и картами. Осенью 2019 г. будет реализована возможность отправки физическими лицами платежей в адрес юридических лиц по СБП с использованием QR-кодов. С октября к СБП должны подключиться все системно значимые банки, а до конца года, по ожиданиям Банка России, к системе должны подключиться еще более 100 банков.
Как именно будет реализован прием наличных в рамках СБП, пока можно лишь предполагать. Опрошенные “Ъ” эксперты в целом уверены, что новый сервис по приему наличных актуален в первую очередь для граждан.
«Будет ли сервис зачисления наличных через СБП пользоваться популярностью у конечных потребителей, очень сильно зависит от того, как именно он будет реализован, причем вплоть до различных технологических нюансов»,— считает исполнительный директор НПА Мария Михайлова. Но такой сервис требует проведения идентификации отправителя. По словам М. Михайловой, эта услуга очень сложная, в первую очередь с точки зрения соблюдения требований, связанных с ПОД/ФТ, которые «должны выполняться в полном объеме при одновременном положительном клиентском опыте».
По материалам Коммерсантъ