Четверть россиян по-прежнему предпочитает наличные

Банк России опубликовал результаты социологического исследования об отношении населения страны к различным средствам платежа. Согласно его результатам, наличные по-прежнему популярны у четверти граждан, а моментальные переводы стремительно набирают популярность.

Наличное денежное обращение

24% граждан предпочитают наличные деньги для повседневных расчетов – по сравнению с данными за 2022 г., их доля уменьшилась на 3 п.п. При этом средняя стоимость разовой покупки, оплачиваемой наличными деньгами, возросла с 1377 до 1568 рублей.

Лишь 6% опрошенных заявили, что полностью отказались от наличных платежей. Напротив, 7% не пользуются безналичными способами оплаты товаров и услуг. 30% россиян хранят сбережения в наличных рублях (в 2022 г. их было 36%).

Наиболее востребованные номиналы банкнот: 100 рублей при оплате товаров и услуг (также отмечена растущая потребность в банкнотах 1000 и 5000 рублей) и 1000 рублей при снятии и внесении наличных денег через банкоматы. 54% опрошенных проверяют банкноты на подлинность, при этом 81% россиян удовлетворены физическим состоянием получаемых банкнот.

По данным опроса, держатели карт снимают наличные деньги через банкоматы в среднем 5 раз в месяц, а вносят – 4 раза. Средняя сумма внесения превысила среднюю сумму снятия в 1,4 раза.  9% держателей карт снимали наличные, чтобы переложить их на счет в другом банке – предполагается, что с увеличением в 2024 г. лимита на перевод денег самому себе через СБП, количество и объем таких операций резко снизится.

Увеличилось количество критических отзывов граждан в адрес банкоматных сетей. 56% опрошенных отметили, что устройства часто не работают, находятся на техническом обслуживании; 44% – что отсутствуют нужные номиналы банкнот (в основном, назывались купюры номиналом в 500 рублей и менее), 30% сталкивались с отсутствием достаточной суммы для выдачи. Услугой «наличные на кассе магазина» пользовались за истекший год 19% граждан.

30% опрошенных отметили, что банкоматов стало в целом меньше, а четверть респондентов сетовали на увеличившиеся очереди. 40% держателей карт добираются до ближайшего банкомата дольше 15 минут, 33% платят за дорогу до банкомата, а 19% платят комиссию за снятие наличных в банкомате. Эти данные говорят о том, что ситуацию с доступностью наличных в России трудно назвать идеальной.

30% опрошенных хранят свои сбережения в наличных рублях, 35% предпочитают для этого дебетовую карту, 39% — банковский вклад. 17% опрошенных заявили, что не имеют сбережений вовсе.

28% сторонников безналичной оплаты носят с собой наличные деньги на сумму более 1000 рублей. 83% респондентов имеют при себе банкноты на сумму более 300 рублей. 90% граждан имеют при себе монеты, при этом 58% насчитали в кошельках сумму более 50 рублей.

Наиболее частые ответы на вопрос «С какой целью в основном Вы снимаете наличные?» — «На случай недоступности оплаты безналом» (48%), «Для передачи другому лицу» (37%) и «Для повседневных расчетов» (25%). При этом средняя разовая сумма снятия наличных через банкоматы составляет 6500 рублей, внесения – 9300 рублей.

13% респондентов проверяют на подлинность банкноты всех номиналов. Чаще всего граждане обращают внимание на водяной знак и защитную нить. Важным для населения является тактильное восприятие бумаги и скрытые цветные элементы. При этом 46% никогда не проверяют банкноты на подлинность (в 2022 г. об этом говорили 45% опрошенных).

Безналичные платежи

95% респондентов имеют банковские карты, а 85% держателей карт используют их для оплаты (в 2022 г. – 81%). Использование дебетовой карты – самый популярный способ безналичной оплаты, при этом популярность пластиковых дебетовых карт снижается. расширяется практика использования виртуальных и кредитных карт – 42% опрошенных пользуются виртуальными картами в мобильных устройствах (год назад их доля составляла 33%), а 45% кредитками (по данным 2022 г. – 41%).

Дебетовые карты для оплаты покупок используют три четверти опрошенных – 75%. На втором месте по популярности способов расчетов – мгновенные переводы (через мобильные банки посредством СБП или перевода с карты на карту). Их доля составила 48%. Кредитные карты используют 29% респондентов, 20% назвали переводы со счета мобильного телефона, а 17% — другие платежные сервисы для смартфонов.

Осведомленность о скором появлении новой формы денег – цифровом рубле – все еще оставляет желать лучшего. 32% опрошенных вовсе не знают о тестировании ЦВЦБ, 35% знают, но не понимают, зачем он нужен. 25% знают, но открывать цифровой кошелек пока не планируют – и всего лишь 8% намерены открыть счет в цифровых рублях и использовать его для платежей.

Доля респондентов, которые не могут обойтись без безналичных средств платежа, превысила долю тех, кто не может обойтись без наличных денег в 1,8 раза.  При этом 64% держателей карт считают завышенной стоимость их обслуживания (в 2022 г. – 70%). Снижение платы за обслуживание карт и комиссии за переводы стимулировало бы 49% опрошенных чаще использовать безнал. 48% граждан нуждаются в усилении защиты от действий мошенников и интернет-преступников, а 40% опасаются, что информация об их безналичном платеже станет доступной третьим лицам.

Выбор платежного инструмента

Основной фактор, влияющий на выбор наличных как средства платежа – невозможность платить безналом (29% опрошенных). 28% отмечают, что наличный платеж можно совершить в любой ситуации, а 15% утверждают, что его охотнее принимают в торговых точках. 13% говорят, что платят наличными по привычке, а 7% просто нравится держать и отсчитывать купюры. Среди остальных вариантов ответа: «Сохранение конфиденциальности», «Нет риска технического сбоя», отсутствие специальных навыков или технического устройства для безналичной оплаты (смартфона).

Для безналичных платежей большинство опрошенных (39%) выбирает вариант «Проще носить с собой». 34% отмечают преимущества дистанционных платежей, а 6% указывают, что не любят наличные в силу их негигиеничности.

12% опрошенных уверены, что им проще контролировать расходы при оплате наличными. 10% утверждают, что выбирая этот способ расчета, они получают скидки – такая же доля опрошенных просто получает доход наличными и предпочитает тратить деньги, не внося их предварительно на счет. Среди прочих факторов названы скорость и простота оплаты, а также безопасность наличных транзакций.

Аналогичные аргументы и у сторонников безналичных платежей. По 36% считают, что безналом платить быстрее и проще, 25% отмечают программы лояльности и кешбэка, 19% уверяют, что им проще контролировать именно безналичные расходы. Лишь 8% отмечают безопасность цифровых платежей.

Отмечая проблемы с использованием тех или иных платежных инструментов, 33% граждан заявили, что сталкивались с невозможностью оплатить покупку безналичными cредствами из-за отказа продавца (18% – при оплате наличными). 35% держателей  карт сталкивались с техническими сбоями при оплате товаров и услуг. 25% пожаловались на списание средств с банковской карты по требованию третьей стороны, 15% становились жертвами кибермошенников.

В целом исследование показало, что несмотря на активное распространение безналичных способов оплаты, значительная часть граждан России остается приверженной традиционным наличными транзакциям. При этом проблема доступности наличных уже заметна во многих регионах – и хотя она еще не достигла значительных масштабов, властям и банковскому сообществу следует обратить на нее особое внимание.

Подготовил Олег Овчинников по данным Банка России

Архив статей