В конце февраля-марта российская банковская система столкнулась с угрозой дефицита наличных в банкоматах. Ее удалось нейтрализовать благодаря слаженной работе инкассаторских компаний и их клиентов. Ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в сегменте инкассации и в целом на рынке НДО, а также перспективы дальнейшего развития отрасли мы обсудили с Надеждой МАЛЮХ, операционным директором Объединения «РОСИНКАС».
Корр.: Расскажите, пожалуйста, о своем предыдущем опыте и карьере в отрасли.
НМ: До прихода в РОСИНКАС весь мой опыт и карьера были связаны непосредственно с коммерческими банками. В «Альфа-Банке» я проработала почти 20 лет, проделав путь от рядовой позиции в филиале до должности Директора по НДО. Отраслевая специализация в ходе профессионального и карьерного развития произошла, можно сказать, в рамках реализации приоритетов и поставленных целей банка. Управление операционной деятельностью региональной банковской сети, которым я занималась больше 10 лет, помимо прочего подразумевало и руководство подразделениями расчетно-кассового направления и собственных служб инкассации. Операционная деятельность всегда связана с поиском способов повышения эффективности, это непрекращающийся процесс. А еще необходимо помогать бизнесу развиваться, предоставлять новые и интересные сервисы для клиентов. Рынок периодически бросал новые вызовы на фоне кризисов, которые случались почти каждые 3-4 года, и финансовый сектор был вынужден без промедления на них реагировать. Многие процессы и технологии разрабатывались и внедрялись с нуля, мы изучали лучшие практики и мировой опыт. У ряда наших проектов просто не существовало аналогов на рынке, у нас была очень сильная и профессиональная команда, нацеленная на результат и инновационный подход.
Это и есть мой залог успеха – профессиональная команда и амбициозная цель. Все остальное – не проблема, как показывает практика.
Корр.: Как вы пришли в РОСИНКАС, какие задачи предстояло решать?
НМ: Я присоединилась к обновленной команде топ-менеджеров в середине прошлого года, на старте серьезных изменений и обновления стратегии развития Объединения. Перед нами стояли задачи по перестройке децентрализованной модели управления, корпоративной культуры, технологического перевооружения и др.
Корр.: Что уже удалось сделать и как изменились – если изменились – приоритеты компании в последние месяцы?
НМ: Во втором полугодии 2021 г. в РОСИНКАС была проведена серьезная реформа организационной структуры и оптимизации региональной сети. Более четко были выстроены функциональные линии взаимодействия филиалов с головным офисом, централизованы ключевые процессы и система принятия решений. Сформированы ключевые проекты программы развития, которые стартовали в 2021 г. и направлены на автоматизацию и модернизацию производства. В результате проведенных изменений в приоритетных направлениях работы существенно повысилась готовность РОСИНКАС к оперативному реагированию на поступающие задачи как от Банка России, так и от клиентов, выполению сверхобъемов в I квартале 2022 г.
Корр.: С какими основными проблемами вы столкнулись с конца февраля и что помогло с ними справиться? Существует ли какая-то дорожная карта, которая используется в подобных случаях?
НМ: Основная проблема была, скорее, не внутри РОСИНКАС, а на стороне клиентов, особенно банковского сектора. Стандартные планы обеспечения непрерывности бизнес-процессов в ряде ситуаций не сработали, не все учли даже недавние уроки пандемии, так что нам пришлось оперативно помогать партнерам держать ситуацию под контролем и исполнять все объемы заявок, которые превышали среднедневные в несколько раз. При этом ситуация была одинаково сложной по всей сети: важно учесть, что наряду с решением проблем клиентов РОСИНКАС обеспечивает основную государственную задачу по перевозке наличных денежных средств по заявкам Банка России и даже малейшие сбои в этом процессе недопустимы. Поэтому мы создали оперативный штаб на уровне центрального аппарата, разработали четкий план действий всех подразделений, обеспечили непрерывную координацию и контроль исполнения задач.
Корр.: Как, по вашим ощущениям, справляется с новой ситуацией ретейл – возникают ли проблемы с инкассацией?
НМ: На мой взгляд, ретейл сейчас в наименьшей степени испытывает какие-то проблемы с инкассацией. Однако объективно себестоимость услуги растет, что не может не отразиться на тарифах, поэтому клиентам придется учитывать это при бизнес-планировании. Вновь на передний план Вышли АДМ с онлайн-зачислением, так как при росте ключевой ставки. Все стремятся максимально эффективно вести контроль оборота торговой выручки, Это обоюдный интерес – как ретейла, так и банков. Как следствие, происходит рост числа операций инкассации и в целом расходов на эти услуги относительно прошлого года как минимум. Хочу отметить, что РОСИНКАС не ведет агрессивную политику повышения тарифов, установленных по долгосрочным контрактам, но планомерно старается выйти на рыночную стоимость своих услуг, проводя индивидуальную работу с каждым клиентом в рамках условий договоров.
Корр.: Решение каких задач в текущей ситуации вышло для РОСИНКАСа на передний план?
НМ: Как я уже отметила, в конце прошлого года были определены цели и приоритетные направления, которые остаются актуальными, и мы движемся по намеченному плану. Одна из ключевых задач в операционной деятельности – оптимизация и автоматизация процессов, внедрение электронного документооборота, повышение эффективности управления производственными ресурсами. На повестке – ввод в эксплуатацию двух ключевых централизованных ИТ-систем автоматизации расчетно-кассовых процессов и участков инкассации. Процесс перевода на новые системы уже стартовал в Москве и нескольких регионах. Создан в конце прошлого года и расширяет свою зону покрытия Центр логистики РОСИНКАС. Это очень важный проект, ведь когда в компании парк транспорта составляет порядка 4500 единиц и разветвленная маршрутная сеть, эффективность управления требует серьезного подхода к автоматизации и технологической оснащенности. Мы намерены решить эту задачу в 2022-2023 гг.
И, конечно, главный фокус внимания – на нашу команду в широком смысле этого слова. Обновления происходят как в сферах ключевой экспертизы и управленческого состава, так и в части повышения уровня внутренней корпоративной культуры, развития ключевых компетенций, мотивации и вовлеченности сотрудников.
Специализация РОСИНКАС подразумевает высокую долю человеческого капитала, и удаленный формат взаимодействия в нашей деятельности неприменим, поэтому работа с людьми – это значимая задача, требующая постоянного внимания и системного подхода.
Корр.: Какие значимые «точки уязвимости», на ваш взгляд, образовались в связи с сокращением присутствия иностранных поставщиков отрасли НДО на российском рынке? Насколько реально импортозамещение?
НМ: На тему импортозамещения сейчас высказывается много мнений и оценок в самых разных отраслях. Наверное, рано давать серьезные долгосрочные прогнозы, но я – оптимист. В части мелкого вспомогательного оборудования и расходных материалов я уверена, что наши производители уже на пути по освоению высвободившейся ниши, и это у них уже частично получается, мы много лет с ними сотрудничаем и знаем их позитивный настрой. В нашем фокусе внимания, конечно, находятся в первую очередь автотранспорт и кассовое оборудование. Ресурсы РОСИНКАС были увеличены уже в прошлом году, в рамках программы модернизации. Мы произвели необходимые закупки, имеем достаточный резерв мощностей и пока нам удается придерживаться плана. При этом мы ведем работу по расширению сотрудничества с производителями, которые готовы создавать и масштабировать альтернативные производства. В данной ситуации очень важно поддержать такие компании на уровне государства.
Корр.: Разделяете ли вы мнение о том, что поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры НДО – вопрос государственной безопасности?
НМ: Да, я уже упоминала об этом: к сожалению, такой критерий не сформировался ранее, хотя казалось, что при скачках курсов валют уже стоило серьезно задуматься. В силу недостаточного внимания к теме системных шагов не предпринималось и, по сути, проблема решалась переоценкой расходов компаний. Сейчас мы оказались в ситуации, когда просто необходимо действовать и закрывать риски инфраструктуры НДО на уровне регулятора.
Корр.: Каково положение компании на рынке? Можете ли вы перечислить ее преимущества и уязвимости?
НМ: У РОСИНКАС лидирующие позиции на рынке в отрасли НДО в силу ряда особенностей, которых нет у конкурентов. Наша основная деятельность – это комплексное обеспечение наличного денежного обращения и услуг для отраслевых участников рынка. Мы сфокусированы на дальнейшем развитии своих сервисов и инвестируем в него в долгосрочной перспективе. Такой надежности и устойчивости, масштаба присутствия, производственных мощностей и показателей в отрасли НДО на текущий момент не имеет ни одна компания. Количество банков, которые до сих пор сохраняют собственные кассовые центры и инкассацию, существенно снижается уже не первый год, а в 2022 г., с учетом рисков по поддержке операционных мощностей и ресурсов, их будет еще меньше. Поэтому наша основная задача – быть готовым принять их объемы в любой момент, причем с учетом достаточно высоких требований по качеству со стороны банков и их клиентов.
Корр.: Как меняется объем наличных на рынке в последние месяцы? Можно ли говорить о некоей «точке стабилизации»?
НМ: Объем наличных на рынке по всем данным точно не уменьшился. По итогам пяти месяцев года мы видим, что объем операций наших клиентов в мае был выше среднемесячного за первый квартал, аналогичная ситуация по среднему чеку инкассации. После резкого трехнедельного всплеска в период конец февраля – начало марта снижение есть, но в среднем по месяцу мы видим уровень порядка 10%. Скорее, мы будем наблюдать усиление перераспределения объемов инкассации и пересчета в пользу лидеров рынка, к которым относится РОСИНКАС, и уменьшение доли остальных игроков этой отрасли.
Корр.: Насколько актуальным вы считаете создание СРО для инкассаторов, внедрение системы обязательных стандартов? Каких решений и действий от регулятора ждет отрасль НДО?
НМ: Я бы сказала, что общие регуляторные стандарты и ограничения для участников этого рынка необходимы в части контроля как раз отраслевых рисков НДО и защиты прав потребителя. Поскольку инкассаторская деятельность – это низкомаржинальный бизнес, желание постоянно экономить сопряжено с высокими рисками необеспечения защиты ценностей клиентов, рисками для работников данных компаний. Многие игроки рынка работают «одним днем» и никакого развития не планируют. Учитывая текущие реалии, это – серьезный вопрос, который требует определенного контроля и выработки более четких правил деятельности. Со стороны регулятора должна быть обеспечена поддержка компаний, которые самостоятельно вырабатывают и соблюдают такие правила, инвестируют в собственное развитие и, как следствие, формируют устойчивость отрасли НДО в целом.
Одним из вариантов поддержки со стороны Банка России могли бы стать создание и публикация критериев СРО, а также перечня рекомендованных компаний.
Корр.: Расскажите о вашей программе обучения инкассаторов.
НМ: РОСИНКАС очень серьезно относится к подготовке персонала. Наши сотрудники, как все знают, должны не только иметь и регулярно совершенствовать свои знания и навыки по обслуживанию объектов разного типа, различных видов устройств самообслуживания и т. п., но и в рамках своей непосредственной деятельности работать с оружием. Поэтому они проходят все соответствующие программы подготовки и регулярные тренировки. А в 2022 г. началась реализация программы универсализации компетенций сотрудников, обучения всех инкассаторов навыкам вождения специального автотранспорта. Вооруженный водитель-инкассатор – наш целевой профиль сотрудника бригады инкассации. Подготовка специалистов такого уровня в России есть, пожалуй, только у Сбербанка. Сейчас наш Центр обучения в Москве начал предоставлять услуги сертифицированной подготовки инкассаторов не только для своих сотрудников, но и для сторонних компаний/банков.
Корр.: С учетом всех вводных, каким вы видите будущее РОСИНКАС в среднесрочной перспективе?
НМ: Однозначно успешным. В РОСИНКАС, на мой взгляд, сейчас происходят очень серьезные и необратимые изменения, которые выведут Объединение на совершенно новый уровень развития. Мы оперативно реформируем базовую часть, чтобы ликвидировать технологическое отставание и привести в оптимальное состояние свои ключевые показатели эффективности. Но одновременно уже разрабатываем свои ноу-хау. Мы не хотим просто «быть в рынке», наша цель – лидерство в отрасли НДО.
Подготовили Мария Клыш и Олег Овчинников