2 декабря на совместном заседании пяти комитетов Ассоциации банков России состоялось обсуждение доклада Банка России для общественных консультаций «Цифровой рубль» с участием первого заместителя Председателя Банка России Ольги Скоробогатовой, заместителей Председателя Банка России Алексея Заботкина и Михаила Алексеева. Всего в мероприятии принимали участие более 250 человек.
Открывая заседание, президент Ассоциации банков России Георгий Лунтовский отметил, что банки являются одним из центральных элементов задуманной цифровой трансформации. Он поделился результатами проведенного Ассоциацией банков России экспресс-опроса, в котором участвовали 17 кредитных организаций, относящихся к различным группам банков. На них приходится 59,5% совокупных активов банковской системы, что свидетельствует о высокой репрезентативности проведенного опроса.
47,1% респондентов полагает, что введение цифрового рубля не дает существенных преимуществ по сравнению с имеющимися формами платежей и расчетов. Преобладающее большинство кредитных организаций (64,7%) высказались в пользу модели D, согласно которой Банк России открывает и ведет кошельки банков и финансовых посредников, а они открывают и ведут кошельки клиентов и осуществляют по ним расчеты.
Георгий Лунтовский обозначил три ключевых вопроса для дальнейшей дискуссии: есть ли необходимость введения цифрового рубля в настоящее время и чем она определяется, обеспечит ли введение цифрового рубля значительные преимущества относительно существующих форм платежей и расчетов, какие из предложенных Банком России моделей реализации цифрового рубля могут повысить эффективность платежей и расчетов, способствовать конкуренции и инновациям.
По словам первого заместителя Председателя Банка России Ольги Скоробогатовой, обратная связь от участников рынка показывает, что тема цифрового рубля важна и есть необходимость в совместной реализации этого проекта. Кроме того, у всех задействованных сторон есть желание понять, как это сделать мягко, поэтапно, с использованием уже выстроенной рыночной инфраструктуры.
При этом банки больше склоняются в пользу модели D, в рамках которой кредитные организации продолжают играть активную роль с точки зрения обслуживания клиента, хотя цифровой рубль находится в кошельке в платформе Банка России. Остальные участники рынка выступают скорее за модель C, которая концептуально дает больше возможностей посредническим компаниям нарастить свои преимущества для конкуренции с банками.
Ольга Скоробогатова отметила, что регулятор в случае реализации проекта, безусловно, предусматривает плавное внедрение цифрового рубля — сначала прототип, затем пилотирование и постепенное масштабирование, не нарушающее бесперебойную работу игроков рынка. Обеспечение стабильности финансового рынка при этом является приоритетом.
Первый заместитель Председателя Банка России рассказала о дальнейших шагах по реализации проекта. В первом квартале следующего года планируется сформировать концепцию цифрового рубля, в ней будут прописаны модели и схемы бизнес-процессов. В концепцию могут войти одна или две базовых модели, которые будут обсуждаться с экспертами более подробно. Регулятор планирует создать соответствующую экспертную группу и привлечь в нее в том числе представителей банковского сообщества.
Председатель наблюдательного совета Московской биржи Олег Вьюгин отметил, что новые технологии, которые позволяют создавать цифровые валюты, в конечном счете могут обеспечить создание новой системы финансовых институтов и денежно-кредитного регулирования. Он предложил проанализировать всю перспективу проекта цифрового рубля и на первых этапах аккуратно двигаться к моделям типа С и D.
Модератор дискуссии, председатель комитета Ассоциации банков России по финансовым технологиям Олег Машталяр, отметил, что небольшие региональные банки беспокоятся о возможном сокращении ресурсной базы, а также о дополнительной финансовой нагрузке при подключении к платформе цифрового рубля Банка России. Их интересует, сможет ли регулятор взять на себя большую часть затрат на развертывание системы и обеспечить простую процедуру подключения.
В ходе дискуссии выступили представители Банка ВТБ, Киви-банка, СКБ-банка, Ассоциации «Электронные деньги», Сбербанка, РАНХиГС.
Представители Сбербанка подняли вопрос о том, где концентрируется физическая ликвидность при реализации той или иной модели цифрового рубля — в банках или у регулятора, а также обратили внимание на вопросы обеспечения безопасности системы. В качестве альтернативного решения они предложили модель Е, основанную на токенизации действующих безналичных рублей.
Вице-президент Ассоциации банков России Александр Хандруев сделал обзор пилотных проектов по переходу к использованию цифровых валют центральных банков в других странах. Он отметил, в частности, что крупные страны с большим количеством банков и иных финансовых посредников ориентируются на модель косвенного распределения, соответствующую моделям C и D в докладе Банка России.
Заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин рассказал о подходах к цифровому рублю с точки зрения денежно-кредитной политики.
Заместитель председателя Банка России Михаил Алексеев подчеркнул готовность Банка России к диалогу с банковским сообществом, важность формирования экспертной группы по цифровому рублю, в которую вошли бы представители финансовой индустрии, глубоко разбирающиеся в теме цифровых валют.
В заключение Георгий Лунтовский отметил, что на уровне комитетов Ассоциации продолжится углубленный диалог о плюсах и минусах цифрового рубля, итогом которого станут предложения регулятору. Он выразил надежду, что представители Ассоциации банков России смогут принять активное участие в работе экспертной группы при Банке России по разработке концепции цифрового рубля.
Источник: По материалам АБР