В Кении, государстве на востоке Африки, разгорается скандал вокруг Центрального банка страны, по вине которого, как считают некоторые, все наличные деньги страны – и банкноты, и монеты – формально являются… незаконными. Дело в том, что согласно изменениям, внесенным несколько лет назад в конституцию страны, на кенийских шиллингах не может быть никаких портретов или иных изображений людей – это должно быть изменено на иной дизайн. Центробанк обязан был заменить ныне действующие денежные знаки на новые еще к августу 2015 года, однако этого не сделал.
По сообщениям из столицы страны Найроби, группа активистов во главе с неким Окийя Омтата решила обратиться в Верховный суд Кении с требованием принять меры в отношении регулятора, если тот немедленно не начнет выводить из обращения де-юре незаконные деньги и не заменит их на те, что отвечают требованиям конституции. На каких конкретно репрессивных мерах настаивают активисты, неизвестно. При этом совершенно очевидно, что ни о какой быстрой замене одних дензнаков на другие и речи быть не может.
По подсчетам правительства страны, замена всей денежной массы страны обойдется казне примерно в 18 млрд шиллингов и по времени это займет около трех лет. Центробанк страны уже проводил в марте 2015 года тендер среди иностранных производителей валюты, однако это мероприятие по не очень понятным причинам закончилось ничем, а сроки нового тендера пока туманны. За «кенийский заказ» сейчас борются четыре «кита» мировой валютной индустрии: британская компания De La Rue, французская Oberthur Fiduciaire, немецкая Giesecke + Devrient и американская Crane Currency.
Является ли протест активистов самостоятельной инициативой добропорядочных граждан или это как-то связано с попытками сподвигнуть центробанк на более решительные действия по выбору изготовителя новых шиллингов – на этот вопрос кенийская печать ответа не дает.