Банк России считает, что банкам надо уделить дополнительное внимание операциям по внесению наличных на счета через банкоматы. Такую схему широко используют мошенники. Но в самих банках видят сложности с проверкой входящих платежей
Банк России считает необходимым усилить контроль банков за пополнением карт через банкоматы и терминалы с функцией приема наличных для борьбы с мошенничеством, следует из ответа представителя ЦБ на запрос РБК.
Он напомнил, что антифрод-процедуры и сейчас работают на стороне банка-получателя. «Дополнительное внимание к антифрод-процедуре требуется в связи с тем, что злоумышленники используют схемы, провоцирующие потенциальных потерпевших на внесение средств на счета злоумышленников через терминалы (банкоматы), в том числе с функцией приема наличных денежных средств. Таким образом, антифрод будет применяться ко всем входящим платежам, включая переводы через терминалы», — отмечают в ЦБ.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина указала, что банки возвращают мало похищенных средств, так как мошенники быстро выводят полученные деньги. «Банк даже ничего не может сделать, если они выведены. И клиент, только когда понимает, что он сделал, через некоторое время обращается в банк, а деньги уже давно не в этом банке», — объясняла Набиуллина.
По данным ЦБ, во втором квартале 2021 года мошенники украли с банковских счетов россиян более 3 млрд руб., совершив свыше 236,9 тыс. денежных переводов без согласия клиентов. Банки вернули только 7,4% украденных средств. Для хищения денег злоумышленники в основном использовали обманные методы — телефонные звонки или создание поддельных интернет-ресурсов.
Многие банки уже уделяют особое внимание операциям внесения наличных. Например, Тинькофф Банк анализирует пополнение карт через свои банкоматы на предмет мошенничества по многим факторам, рассказал его представитель: «Анализируем суммы операций, репутацию реквизитов внесения, поведение клиента у банкомата и другие». У банка установлены лимиты для каждого типа внесения наличных (по пластиковой карте, токенизированной карте, СМС), а также лимиты на внесение наличных по номеру телефона. Последний сценарий активно используют мошенники.
В банках уже существуют меры по мониторингу внесений крупных сумм на счета физических лиц, говорит директор по противодействию мошенничеству BI.ZONE Антон Окошкин: «Массовые пополнения одних и тех же карт обычно считаются подозрительными, банк может расценить это как обналичивание денег через карты третьих лиц. В этом случае банк производит блокировку карты и доступа к дистанционному банковскому обслуживанию, поскольку если у клиента есть средства на счету, он должен будет обратиться в отделение банка и предоставить документы, обосновывающие эти операции». Такие меры распространяются на весь спектр устройств — от интернет-терминала до наземных устройств, к которым относятся банкоматы.
Банки уже сейчас должны проверять переводы на предмет наличия признаков сомнительных операций, которые установлены ЦБ. Среди них:
- информация о получателе средств содержится в базе ЦБ о случаях и попытках перевода средств без согласия клиента;
- параметры устройства, с которого совершается перевод, содержатся в этой же базе;
- проведение операции нехарактерно для обычного поведения пользователя: например, отличаются время, место осуществления операции, устройство, с которого она совершается, сумма перевода, частота проведения транзакций и т.д.
Источник: РБК