Банк России отмечает постепенное замещение контактного обслуживания дистанционным: количество действующих офисов кредитных организаций в 2016 году сократилось на 8,7%, до 36 тыс. 176 офисов по России. Об этом свидетельствуют результаты ежегодного замера индикаторов финансовой доступности, опубликованные на сайте ЦБ РФ. Количество банкоматов с функцией выдачи и/или приема наличных денег с использованием платежных карт сократилось на 2,6% до 201 тыс. 396, количество банкоматов с функцией приема наличных денег без использования платежных карт снизилось на 5,7%, до 6 тыс. 298. «Данная тенденция является общемировой, поскольку происходит постепенное замещение контактного обслуживания дистанционным, что приводит к снижению потребности в офисах», — подчеркивают в ЦБ.
Результаты замера, проведенного в этом году, показывают, что доля взрослого населения, использующего дистанционный доступ к банковским счетам для перевода денежных средств, таких как интернет-банкинг, мобильный банкинг, увеличилась с 23,7% в 2016 году до 31,5% в этом году. Переводят деньги с помощью мобильных устройств уже 29,6% взрослого населения по РФ (для сравнения: в прошлом году этот показатель был равен 20,7%). Количество электронных терминалов, установленных в организациях торговли (услуг) выросло на 18,9%, количество счетов, которые могут использоваться для проведения платежей, открытых физлицам, увеличилось на 5,3%, юрлицам и ИП — на 4,1%.
Учитывая уменьшение количества точек присутствия кредитных организаций, больший интерес к услугам некредитных финансовых организаций, таких как кредитные кооперативы и микрофинансовые организации (МФО), наблюдается в малых городах и сельской местности, чем в целом по стране (6,9% и 5,7% соответственно). Порядка 15% жителей этих типов населенных пунктов имеют банковские вклады, что намного меньше, чем в целом по России (19,6%). Жители малых городов и сельской местности чаще размещают средства в некредитных финансовых организациях: их доля составляет 2,4% против 1,9% в целом по России.